В дорогу к первоцветам

План-конспект урока – экскурсии на тему:

«В дорогу к первоцветам»

 

 Цель и задачи:

• познакомить учащихся с разнообразием первоцветов, встречающихся на территории Гомельской области;
• формировать бережное отношение к природе
• развивать монологическую речь учащихся, способность выступать перед аудиторией; развивать навыки наблюдения за изменениями в природе,  вызвать желание на самостоятельные исследования
• приобщать учащихся к миру искусства (музыке, литературе, поэзии, картинам).

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка),  инструктивные  карточки, бинокль.

 Место проведения  экскурсии:  смешанный  лес.

 Время проведения:   конец  апреля

 Возраст учащихся: 6-7 лет

        Подготовка учителя к экскурсии:

1.          Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью

2.          Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.

3.      Провести беседу об охране природы.  

4.      Познакомить учащихся с  произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).

Подготовка учащихся к экскурсии:

      1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

      2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:

 «календарная весна» -1 марта; «астрономическая» -21 марта – день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы (8 апреля).

      3. Поручить учащимся подготовить характеристики  для каждого первоцвета и выступить  данной экспедиции в роли ботаников, художников.

      4. Подготовить детей к восприятию природы. Формировать умение правильно вести себя в лесу.

          Ход урока

Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Назовите,   какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)

 

·Нельзя разжигать костер в лесу  пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

·Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

·Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

·Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

·В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

    

 Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь.

 Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя).

Ласточка примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела:

«Как , февраль, ни злися,

Как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик-

Всё весною пахнет!»

А. Майков

– О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

– Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Прилетели птицы).

– Какие признаки весны вы знаете? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши).

  Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

Основная часть

1.    Весенние изменения в неживой природе.  Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

 

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

 

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?…(Май)

 

– Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее).

– Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае  тепло)

Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).

– Какие осадки выпадают весной? (В марте – снег, а апреле – снег и дождь, в мае – дождь.)

– Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).

 

2. Весенние изменения в живой природе.

– Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми?

– Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника­ми. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).

Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в ко­торых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется не­много).

– Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)

– Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? (Нет).

 

3.          Задания по  группам     

 Задание для 1 группы: уч-ся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов  цветущих травянистых растений; определяют их,  не срывая и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:

 

Название растения

Особенности внешнего строения

Цветка (зарисовка)

Листьев (зарисовка)

 

 

 

 

     Задание для 2 группы: оно выполняется на основе решения учебной задачи такого содержания. Ни василек, ни колокольчик, ни ромашка  не цветут – почему так быстро выросли и зацвели чистяк весенний, ветреница дубравная, медуница лекарственная, гусиный лук и другие первоцветы? Какие органы этих растений располагают питательными веществами? Почему первоцветы торопятся цвести?

 

      Задание для 3 группы: пронаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на  вопросы:

                          Как часто насекомые посещают эти цветки?

                          Чем обусловлена окраска цветков?

                          Как размножаются эти растения?

 

Отвечая на эти вопросы,  учащиеся рассматривают   первоцветы  и делают их фотографии.

                                                                                 

  4.Сбор учащихся всех   групп  для выполнения следующего задания.

  5. Практическое  задание:  учащиеся находят красивый уголок природы и делают зарисовку.

 

 Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания   на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой. Чтение наизусть стихотворений о весне и о первоцветах.

75 лет освобождения Республики Беларусь

2018

МЧС ИНФОРМИРУЕТ

Система школьных электронных дневников и журналов

Музейная страница

Республиканская акция «Безопасность в каждый дом!»

«За безопасность вместе»

МЧС Беларуси: Помощь рядом

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫМ ВОПРОСАМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ

ВОПРОС – ОТВЕТ

Солдаты Великой Отечественной – наши земляки

САЙТ БРПО

Родителям

Жлобинский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Сетевой партнёр Лукской средней школы Жлобинского района, участника инновационного проекта «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства» НАША СКАРБНІЦА

Сайты учителей школы

Яндекс.Метрика