В дорогу к первоцветам

План-конспект урока – экскурсии на тему:

«В дорогу к первоцветам»

 

 Цель и задачи:

• познакомить учащихся с разнообразием первоцветов, встречающихся на территории Гомельской области;
• формировать бережное отношение к природе
• развивать монологическую речь учащихся, способность выступать перед аудиторией; развивать навыки наблюдения за изменениями в природе,  вызвать желание на самостоятельные исследования
• приобщать учащихся к миру искусства (музыке, литературе, поэзии, картинам).

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка),  инструктивные  карточки, бинокль.

 Место проведения  экскурсии:  смешанный  лес.

 Время проведения:   конец  апреля

 Возраст учащихся: 6-7 лет

        Подготовка учителя к экскурсии:

1.          Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью

2.          Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.

3.      Провести беседу об охране природы.  

4.      Познакомить учащихся с  произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).

Подготовка учащихся к экскурсии:

      1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

      2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:

 «календарная весна» -1 марта; «астрономическая» -21 марта – день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы (8 апреля).

      3. Поручить учащимся подготовить характеристики  для каждого первоцвета и выступить  данной экспедиции в роли ботаников, художников.

      4. Подготовить детей к восприятию природы. Формировать умение правильно вести себя в лесу.

          Ход урока

Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Назовите,   какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)

 

·Нельзя разжигать костер в лесу  пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

·Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

·Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

·Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

·В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

    

 Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь.

 Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя).

Ласточка примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела:

«Как , февраль, ни злися,

Как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик-

Всё весною пахнет!»

А. Майков

– О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

– Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Прилетели птицы).

– Какие признаки весны вы знаете? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши).

  Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

Основная часть

1.    Весенние изменения в неживой природе.  Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

 

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

 

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?…(Май)

 

– Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее).

– Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае  тепло)

Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).

– Какие осадки выпадают весной? (В марте – снег, а апреле – снег и дождь, в мае – дождь.)

– Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).

 

2. Весенние изменения в живой природе.

– Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми?

– Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника­ми. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).

Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в ко­торых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется не­много).

– Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)

– Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? (Нет).

 

3.          Задания по  группам     

 Задание для 1 группы: уч-ся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов  цветущих травянистых растений; определяют их,  не срывая и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:

 

Название растения

Особенности внешнего строения

Цветка (зарисовка)

Листьев (зарисовка)

 

 

 

 

     Задание для 2 группы: оно выполняется на основе решения учебной задачи такого содержания. Ни василек, ни колокольчик, ни ромашка  не цветут – почему так быстро выросли и зацвели чистяк весенний, ветреница дубравная, медуница лекарственная, гусиный лук и другие первоцветы? Какие органы этих растений располагают питательными веществами? Почему первоцветы торопятся цвести?

 

      Задание для 3 группы: пронаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на  вопросы:

                          Как часто насекомые посещают эти цветки?

                          Чем обусловлена окраска цветков?

                          Как размножаются эти растения?

 

Отвечая на эти вопросы,  учащиеся рассматривают   первоцветы  и делают их фотографии.

                                                                                 

  4.Сбор учащихся всех   групп  для выполнения следующего задания.

  5. Практическое  задание:  учащиеся находят красивый уголок природы и делают зарисовку.

 

 Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания   на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой. Чтение наизусть стихотворений о весне и о первоцветах.

2018

МЧС ИНФОРМИРУЕТ

Система школьных электронных дневников и журналов

Музейная страница

Республиканская акция «Безопасность в каждый дом!»

«За безопасность вместе»

МЧС Беларуси: Помощь рядом

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫМ ВОПРОСАМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ

ВОПРОС – ОТВЕТ

Солдаты Великой Отечественной – наши земляки

САЙТ БРПО

Родителям

Жлобинский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Сетевой партнёр Лукской средней школы Жлобинского района, участника инновационного проекта «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства» НАША СКАРБНІЦА

Сайты учителей школы

Праздники Беларуси Праздники сегодня
Яндекс.Метрика